В 90% случаев это самый интересующий заказчиков вопрос. Но, к сожалению, он является одним из самых сложных вопросов в строительстве. Ответить на него корректно возможно лишь в случае, когда у нас имеется точное техническое задание. Для этого нам придётся Вас помучать большим количеством вопросов, также необходимо будет выполнить проект будущего дома, а после всего этого мы сможем рассчитать Вам точную смету на строительство или отделку, которая как правило не умещается даже на нескольких листах. Поэтому на начальном этапе, чтобы хоть как то сориентировать Вас мы будем пользоваться среднестатистическими данными о бюджете строительства, которые скопились у нас за всё время нашей работы. Ориентировочные цены Вы всегда можете посмотреть в разделе Цены этого сайта.
Друзья, давайте поговорим с Вами о том, как формируется цена на строительство или отделку дома. Почему в одной компании строить дороже, а в другой дешевле. А также рассмотрим несколько подводных камней, на которые может попасться не опытный заказчик.
Итак, начнём с базовых основ экономики, а именно с чистой себестоимости строительства. В строительстве есть несколько основных категорий затрат:
1. Материалы;
2. Оплата труда рабочих;
3. Транспортные расходы и механизмы;
Сейчас мы намеренно опускаем косвенные затраты (такие как работа офисных сотрудников, прорабов, зарплаты ИТР и прочее) для упрощения картины. Мы с Вами рассматриваем ситуацию, когда разные компании выставляют сметы на строительство одного и того же дома, состоящего из одинаковых материалов, имеющего одинаковые размеры и перечень работ. Чистая себестоимость строительства для этих компаний будет приблизительно одинаковая. Почему приблизительно? Потому что одна компания может закупать материалы чуть дешевле или чуть дороже другой, потому что оплата труда рабочих в одной компании может быть чуть выше или чуть ниже чем в другой ну и наконец, логистика в одной компании может быть продумана чуть более эффективно чем во второй. Суммарно все эти накопленные погрешности могут дать разницу в себестоимости около 5%. Оставим откровенную халатность или расточительность некоторых компаний за скобками. Что может служить маркером, для того, чтобы понять в какой компании себестоимость будет выше или ниже. Мне в голову приходит только опыт и время. Когда компания на рынке давно и имеет уже устоявшийся перечень поставщиков, рабочих и машинистов, она будет знать, сколько стоят определённые услуги или товары на этом рынке и само собой она не будет переплачивать. Какой возраст компании считать опытом, который позволит судить об этом? По своей практике могу сказать, что эта цифра может составлять от 2 до 4 лет. Именно за этот период «устаканиваются» основные поставщики, бригады и транспортники.
С себестоимостью строительства мы разобрались, поняли, что она может быть разной для разных компаний, но всё же существенно отличаться не будет. Теперь давайте поговорим о самом интересном – наценке. Как она формируется, от чего зависит и почему у всех разная? Всем нам знакома такая поговорка: время – деньги. Она как нельзя лучше описывает принцип формирования торговой наценки в строительстве. Для простоты примера воспользуемся цифрами. Предположим, что себестоимость нашего вымышленного дома составляет 1 миллион рублей. Вторым важным вопросом помимо себестоимости будет являться время. За сколько мы сможем построить данный дом? Давайте также упростим расчёты и предположим, что сроки строительства будут составлять 1 месяц.
Опять же сделаем очень важную ремарку – у разных компаний это время тоже может быть разным. Опытная компания знает, как организовать стройку таким образом, чтобы сроки были минимальные, тогда как новенькая и не опытная компания из-за не знания некоторых нюансов может легко «растянуть удовольствие» и до двух месяцев.
Третьим важным моментом будет являться такое сочетание факторов как производственная мощность и накладные расходы самой компании, то есть то, сколько таких объектов она может параллельно вести с текущим штатом сотрудников и текущими затратами. Предположим, что наша компания может вести одновременно 5 объектов в месяц и тратит на содержание офиса и зарплаты сотрудникам 500 тысяч рублей ежемесячно.
Приведём все расчёты к единому знаменателю: из всего вышесказанного мы поняли, что нашей компании нужно заработать с пяти строек минимум 500 тысяч рублей, просто для того, чтобы оставаться на плаву. Следовательно, если предположить, что все 5 объектов одинаковые дома себестоимостью по 1 миллиону рублей, то не сложно вычислить, что продать их нужно минимум по 1,1 миллиону. То есть с наценкой 10%. Таким образом, мы получили реальную себестоимость объекта строительства, с учётом накладных расходов компании. Дальнейшая наценка зависит только от амбиций руководства компании и нормируется разве что только их здравым смыслом. Поэтому запредельные цены мы рассматривать не будем. Тем более, что рынок «сам» отсеивает подобные «конторки».
Итак, подитожим всё вышесказанное:
1. Опыт и время на рынке позволяет компаниям экономить и снижать для себя себестоимость готового продукта;
2. Размер накладных расходов (крупность компании и такие факторы как большой штат, крутой офис и т.п.) сильно влияют на формирование торговой наценки;
Какие выводы мы можем из этого сделать:
1. Идеальным соотношением цена-качество будет обладать опытный специалист, давно работающий на рынке и не имеющий высоких накладных расходов;
2. Необходимо остерегаться предложений с ценой на 20-30% ниже остальных. Такие предложения либо содержат недостоверную информацию о перечне работ, либо заведомо мошеннические;
Спасибо, за уделённое время! Если у Вас возникнут какие-либо вопросы касательно любого аспекта строительства, буду рад проконсультировать Вас!